изображение

понедельник, 11 февраля 2013 г.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ТНР ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.



Консультация для родителей.

 Составил учитель-логопед, Ю. И. Лыжина
У детей с речевыми нарушениями при нормальном физиологическом слухе, как правило отмечается нарушение или снижение фонематического восприятия. То есть у ребёнка частично или полностью утрачена способность различать на слух звуки речи – фонемы. При таком нарушении в дальнейшем (в школьном возрасте) ребёнку трудно решить, какой  буквой обозначить звук, смешиваемый с другими звуками. Обычно детям трудно различать глухие и звонкие звуки, твёрдые и мягкие, свистящие и шипящие, соноры между собой.
Логопедическую работу по развитию фонематического восприятия можно разделить на несколько этапов:
1 – подготовительный этап: узнавание неречевых звуков, развитие слухового внимания, речевого слуха, навыков пространственной ориентации.
2 – этап дифференциация звуков, звукокомплексов, слов по высоте, тембру голоса.
3 – этап дифференциации слов близких по звуковому составу.
4 – этап дифференциации слогов, слоговой анализ.
5 – этап дифференциации фонем.
6 – этап развития навыков элементарного звукового анализа и синтеза.
Подготовка к звуко-слоговому анализу и синтезу начинается с самых первых этапов логопедической работы и является составной частью многих методов коррекционного воздействия. Их можно проводить на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях. Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает звуки речи, правильно произносимые детьми, затем те, которые ставятся и вводятся в самостоятельную речь. Кроме того, с самых первых занятий с детьми с ФФН и ОНР   одновременно проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти; что позволяет добиваться более эффективных результатов развития фонематического восприятия, а также проводится работа по развитию познавательных процессов (мышления, восприятия, памяти, внимания…).
        
На этапе развития навыков элементарного звукового анализа важно обратить особое внимание  на последовательность выполнения:
·        произнести сова (объяснить значение слова);
·        разделить слово на слоги;
·        постепенно в каждом слоге по порядку выделить фонему и обозначить её;
·        по порядку произнести каждую фонему;
·        определить какой гласный звук ударный;
·        сравнить количество букв и звуков;
·        сравнить количество слогов и гласных звуков.
Работая по данному вопросу, хочется сказать, что психическое развитие ребенка тесно связано с чувственным познанием окружающего мира. Процесс отражения его звуковых свойств и формирования звуковых образов лежит в основе слухового и зрительного восприятия. По мере развития слухового и зрительного восприятия формируется понимание речи окружающих и анализ собственной речи. А это развитие представляет собой сложный процесс, который неразрывно связан с развитием всей познавательной деятельности ребенка. Поэтому, формируя звуковой анализ, мы ведем работу и по всестороннему развитию ребенка. Целенаправленная, систематическая работа по развитию   фонематического слуха и восприятия может стать средством их умственного воспитания, способствует развитию представлений об окружающем, формированию грамматически правильной речи и коммуникативных способностей, обогащению эмоциональной стороны речи. Это необходимые условия для реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи в дальнейшей их учебной деятельности – на первых ступеньках школьного обучения.



Комментариев нет:

Отправить комментарий