Консультация для родителей.
У детей с речевыми нарушениями при
нормальном физиологическом слухе, как правило отмечается нарушение или снижение
фонематического восприятия. То есть у ребёнка частично или полностью утрачена
способность различать на слух звуки речи – фонемы. При таком нарушении в
дальнейшем (в школьном возрасте) ребёнку трудно решить, какой буквой обозначить звук, смешиваемый с другими
звуками. Обычно детям трудно различать глухие и звонкие звуки, твёрдые и
мягкие, свистящие и шипящие, соноры между собой.
Логопедическую работу по развитию фонематического восприятия можно
разделить на несколько этапов:
1 –
подготовительный этап: узнавание неречевых звуков, развитие слухового внимания,
речевого слуха, навыков пространственной ориентации.
2 – этап
дифференциация звуков, звукокомплексов, слов по высоте, тембру голоса.
3 – этап
дифференциации слов близких по звуковому составу.
4 – этап
дифференциации слогов, слоговой анализ.
5 – этап
дифференциации фонем.
6 – этап развития навыков элементарного звукового анализа и
синтеза.
Подготовка к звуко-слоговому анализу и синтезу начинается с самых первых
этапов логопедической работы и является составной частью многих методов
коррекционного воздействия. Их можно проводить на фронтальных, подгрупповых и
индивидуальных логопедических занятиях. Начинается эта работа на материале
неречевых звуков и постепенно охватывает звуки речи, правильно произносимые
детьми, затем те, которые ставятся и вводятся в самостоятельную речь. Кроме
того, с самых первых занятий с детьми с ФФН и ОНР одновременно проводится работа по развитию
слухового внимания и слуховой памяти; что позволяет добиваться более
эффективных результатов развития фонематического восприятия, а также проводится
работа по развитию познавательных процессов (мышления, восприятия, памяти,
внимания…).
На этапе развития навыков элементарного звукового анализа важно обратить
особое внимание на последовательность
выполнения:
·
произнести
сова (объяснить значение слова);
·
разделить
слово на слоги;
·
постепенно
в каждом слоге по порядку выделить фонему и обозначить её;
·
по
порядку произнести каждую фонему;
·
определить
какой гласный звук ударный;
·
сравнить
количество букв и звуков;
·
сравнить
количество слогов и гласных звуков.
Работая по данному вопросу, хочется сказать, что психическое развитие
ребенка тесно связано с чувственным познанием окружающего мира. Процесс
отражения его звуковых свойств и формирования звуковых образов лежит в основе слухового
и зрительного восприятия. По мере развития слухового и зрительного восприятия
формируется понимание речи окружающих и анализ собственной речи. А это развитие
представляет собой сложный процесс, который неразрывно связан с развитием всей
познавательной деятельности ребенка. Поэтому, формируя звуковой анализ, мы
ведем работу и по всестороннему развитию ребенка. Целенаправленная,
систематическая работа по развитию
фонематического слуха и восприятия может стать средством их умственного
воспитания, способствует развитию представлений об окружающем, формированию
грамматически правильной речи и коммуникативных способностей, обогащению
эмоциональной стороны речи. Это необходимые условия для реабилитации детей с
тяжелыми нарушениями речи в дальнейшей их учебной деятельности – на первых
ступеньках школьного обучения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий