Консультация для родителей
"Влияние оригами на развитие речи дошкольников"
Подготовила:
Клементьева Елена Викторовна
Оригами («ори» - сгибать, «гами»
- бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой
популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами
- волшебство, чудо и конечно, игра.
Стоит вспомнить Фридриха Фребеля, известного немецкого
педагога, создателя первых детских садов. Именно он впервые начал
пропагандировать оригами, как дидактический материал для объяснения детям
некоторых простых правил геометрии. Он говорил: «Оригами это когда из одной
детали складывается тысяча и тысяча разнообразных фигурок. Несложные приемы
складывания и безграничная фантазия людей способна сотворить с помощью оригами
целый мир особый, радостный, весёлый, добрый и не на что непохожий»
В.М. Бехтерев писал: «что
движение рук тесно связано с речью и её развитием»2 . В.А Гиляровский отмечал, что «запоздалое развитие речи
в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего
недоразвития моторики».
Правильная, хорошо развитая речь является одним из
основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.
Сначала развиваются тонкие
движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение
речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений
пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и
речевое развитие.
Тренировка ручной ловкости
способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка
руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не
обучение ему, т. к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной
техники письма ).
Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход о
простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью,
возникновение первых проявлений самостоятельности все это факты,
характеризующие развитие ребенка. Проходит шесть-семь лет, и ребенок
оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным
кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, память, речь, мышление должны
приобрести произвольность, управляемость. Ребенок должен овладеть, способностью
поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него должны
сформироваться начальные формы волевого управления поведением.
Выше сказанное позволяет выделить
ряд достоинств оригами как средства интеллектуального и эстетического
воспитания детей дошкольного возраста. К ним можно отнести:
Доступность бумаги как материала,
простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и
способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание,
надрезание, склеивание.
Оригами развивает у детей способность работать руками под
контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения
пальцев, происходит развитие глазомера.
Оригами способствует концентрации
внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы
получить желаемый результат.
Оригами имеет огромное значение в
развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения,
художественного вкуса.
Оригами стимулирует и развитие
памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить
последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе
конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных
символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов
складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное
выполнение действий).
Оригами совершенствует трудовые
умения ребенка, формирует культуру труда.
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из
бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке,
становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.
В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с
основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.
д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети
смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на
части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много
нового, что относится к геометрии и математике.
Занятия оригами в условиях
дошкольного образовательного учреждения расширяют круг интересов и общения
детей. Такие занятия не только сближают детей, но и воспитывают у них
коммуникативные качества, позволяют детям удовлетворять познавательные
интересы.
Систематические занятия с детьми
оригами влияют на всестороннее развитие ребёнка и способствуют успешной
подготовке к школьному обучению.
Список использованной литературы:
1. Афонькин С. Ю. Уроки оригами в школе и дома / С. Ю.
Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – М.: Аким, 1996. – 207 с.
2. Бехтерев В.М. Умом и сердцем / В.М. Бехтерев. – М.:
Издательство политической литературы, 1982. – 284с
3. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под
ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
– 205с.
4. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка /
Т.И. Тарабарина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 222 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий