С
чего начинается Родина?
С
картинки в твоём букваре,
С
хороших и верных товарищей,
Живущих
в соседнем дворе.
А
может, она начинается
С
той песни, что пела нам мать,
С
того, что в любых испытаниях
У
нас никому не отнять.
М.Л.
Матусовский.
Патриотическое воспитание
подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из
задач нравственного воспитания ,
включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному
городу и родной стране.
Наиболее
сложной является работа по воспитанию любви к родному краю и родной стране.
Любовь к родному городу, поселку, гордость за свою страну имеют огромное
значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее
истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство
собственного достоинства, положительные качества личности.
Дети
должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что
они граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего знакомить детей
с малой родиной – местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором
они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем
нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети –
жители России, ее граждане. Гражданин – житель страны, который признает ее
законы (правила поведения), потому что он любит свою страну.
Надо
помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность
эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у
него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти
чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным
городом и родной страной.
Такие
чувства не могут возникнут сами по себе.
Это результат длительного, систематического и целенаправленного
воздействия на ребенка. Знакомство дошкольника с родным городом и родной
страной - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к
случаю.
Чувство
патриотизма включает в себя следующие параметры:
- чувство привязанности к местам, где
человек родился и вырос;
- уважительное отношение к языку своего
народа;
- заботу об интересах родины;
- гордость за социальные и культурные
достижения своей страны;
- уважительное отношение к историческому
прошлому своего народа, его обычаям и традициям;
- стремление посвятить свой труд на
благо могущества и расцвета родины.
Любой
край, область, город имеют свои особенности. В каждом месте своя природа, свои
традиции и свой быт. Родной город... Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей,
традициями, достопримечательностями, памятниками.
Какие
сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?
Четырехлетний
ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский
сад.
Внимание
детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших
улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении,
подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Диапазон
объектов, с которыми знакомят
дошкольников расширяется — это
район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и
памятники.
Старший
дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней
улиц, а также в честь кого они названы. Объясните детям, что у каждого человека
есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии
по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок
начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности,
взаимопомощи, знания своего дела.
В нравственно-патриотическом воспитании
огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей.
На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек,
участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов)
необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед
Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу",
"трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы
победили потому, что любим свою Родину.
Не
случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть
бессильным, должно быть народным".
Задача
родителей — отобрать из массы
впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир
животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные
события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны
быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.
Комментариев нет:
Отправить комментарий