изображение

вторник, 12 февраля 2013 г.

Формирование самоконтроля у детей дошкольного возраста с ТНР при автоматизации звука




Учитель-логопед высшей категории МБДОУ дс №13 Центрального района
                                                                                                         Ю.И.Лыжина
         Недостаточно ясная речь детей с произносительными проблемами, а тем более с наслоением фонематической и лексико-грамматической недостаточности ограничивает речевое общение, может отрицательно влиять на полноценность всестороннего развития ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, чувства неполноценности). Если вовремя не уделить должного внимания устранению нарушений речи, то они превратятся в стойкий дефект и могут сказаться в дальнейшем на обучении в школе, на выборе профессии.

Этим обусловлена актуальность коррекционно-пропедевтической деятельности логопеда. Основная цель при этом - сочетание работы по формированию произносительной стороны речи и работы по совершенствованию фонематических процессов, лексико-грамматических средств языка. В данной статье хотелось бы подробно осветить приемы, которые помогают формировать самоконтроль дошкольника     на этапе автоматизации звука.
     
        Существуют различные подходы к определению понятия «самоконтроль». Но при всем их многообразии основная его функция едина: это установление степени совпадения-несовпадения выполняемых действий с эталоном, и в случае несовпадения – поиск программы его коррекции. Под самоконтролем мы понимаем компонент целенаправленной деятельности, необходимый для усвоения образца действия, его последующего эффективного планирования, осуществления и корректировки, что предполагает умение предупредить, обнаружить и исправить ошибки, оценить выполнение и результат. Необходим и очень важен самоконтроль ребёнка при автоматизации звука. Наблюдая за речью детей в процессе автоматизации  звуков, можно увидеть, что они стараются говорить правильно, только когда их контролируют педагоги и родители. В случае ослабления или отсутствия контроля произношение становится небрежным, маловнятным. Кроме того, низкий уровень сформированности навыка самоконтроля за речью приводит к недостаточной автоматизации произносительных навыков, к распаду нестойких произносительных стереотипов, множественным дефектам просодической стороны речи. Инертность нервных процессов проявляется у детей в упорном шаблонном воспроизведении наиболее упрочненных старых связей, в трудностях переключения на новые.  Поэтому возникает необходимость постоянно заниматься коррекцией одних и тех же дефектов.
       Для того, чтобы самоконтроль за звукопроизношением формировался одновременно с только что поставленным звуком предлагаю использовать следующие приёмы:
         1. Различные игры и задания, при выполнении которых ребёнок
            самостоятельно произносит речевой материал.
          2. Составление предложений с заданным словом.
          3. Отгадывание  или загадывание загадок.
          4. Составление рассказов или сказок.
          5. Заучивание и декламация стихов.
          6. Пересказ текстов.
  Эти приёмы вносят в логопедическую работу элемент самостоятельности высказывания  со стороны дошкольника и в то же время игрового действия. Что помогает логопеду добиться хороших результатов в поставленных целях.


Комментариев нет:

Отправить комментарий