Учитель-логопед высшей категории МБДОУ дс №13 Центрального района
Ю.И.Лыжина
Недостаточно ясная речь детей с
произносительными проблемами, а тем более с наслоением фонематической и
лексико-грамматической недостаточности ограничивает речевое общение, может
отрицательно влиять на полноценность всестороннего развития ребенка, вызывать
психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы,
способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости,
нерешительности, чувства неполноценности). Если вовремя не уделить должного
внимания устранению нарушений речи, то они превратятся в стойкий дефект и могут
сказаться в дальнейшем на обучении в школе, на выборе профессии.
Этим обусловлена актуальность коррекционно-пропедевтической деятельности логопеда. Основная цель при этом - сочетание работы по формированию произносительной стороны речи и работы по совершенствованию фонематических процессов, лексико-грамматических средств языка. В данной статье хотелось бы подробно осветить приемы, которые помогают формировать самоконтроль дошкольника на этапе автоматизации звука.
Этим обусловлена актуальность коррекционно-пропедевтической деятельности логопеда. Основная цель при этом - сочетание работы по формированию произносительной стороны речи и работы по совершенствованию фонематических процессов, лексико-грамматических средств языка. В данной статье хотелось бы подробно осветить приемы, которые помогают формировать самоконтроль дошкольника на этапе автоматизации звука.
Существуют различные подходы к
определению понятия «самоконтроль». Но при всем их многообразии основная его функция едина:
это установление степени совпадения-несовпадения выполняемых действий с
эталоном, и в случае несовпадения – поиск программы его коррекции. Под
самоконтролем мы понимаем компонент целенаправленной деятельности, необходимый
для усвоения образца действия, его последующего эффективного планирования,
осуществления и корректировки, что предполагает умение предупредить, обнаружить
и исправить ошибки, оценить выполнение и результат. Необходим и очень важен
самоконтроль ребёнка при автоматизации звука. Наблюдая за речью детей в
процессе автоматизации звуков, можно
увидеть, что они стараются говорить правильно, только когда их контролируют
педагоги и родители. В случае ослабления или отсутствия контроля произношение
становится небрежным, маловнятным. Кроме того, низкий уровень сформированности
навыка самоконтроля за речью приводит к недостаточной автоматизации
произносительных навыков, к распаду нестойких произносительных стереотипов,
множественным дефектам просодической стороны речи. Инертность нервных процессов
проявляется у детей в упорном шаблонном воспроизведении наиболее упрочненных
старых связей, в трудностях переключения на новые. Поэтому возникает необходимость постоянно
заниматься коррекцией одних и тех же дефектов.
Для того, чтобы самоконтроль за
звукопроизношением формировался одновременно с только что поставленным звуком
предлагаю использовать следующие приёмы:
1. Различные игры и задания, при
выполнении которых ребёнок
самостоятельно произносит речевой материал.
2.
Составление предложений с заданным словом.
3.
Отгадывание или загадывание загадок.
4.
Составление рассказов или сказок.
5.
Заучивание и декламация стихов.
6.
Пересказ текстов.
Эти приёмы вносят
в логопедическую работу элемент самостоятельности высказывания со стороны дошкольника и в то же время
игрового действия. Что помогает логопеду добиться хороших результатов в
поставленных целях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий