Составил
учитель-логопед, Ю. И. Лыжина
Специальными исследованиями
установлено, что старшие дошкольники с общим недоразвитием речи, имеющие третий
уровень речевого недоразвития, значительно отстают от нормально развивающихся
сверстников в овладении навыками связной монологической речи. У детей с общим
недоразвитием речи отмечаются трудности программирования содержания развернутых
высказываний и их языкового оформления. Для высказываний детей характерны:
нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи. Прежде всего, дети с речевым недоразвитием испытывают трудности в самостоятельном составлении высказываний на уровне простой, законченной фразы; у таких детей отмечаются ошибки на употребление словоформ, нарушающие связь слов в предложении, длительные паузы с поиском нужного слова, нарушение порядка слов, наблюдается сочетание выраженных в разной степени трудностей смыслового и синтаксического характера.
нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи. Прежде всего, дети с речевым недоразвитием испытывают трудности в самостоятельном составлении высказываний на уровне простой, законченной фразы; у таких детей отмечаются ошибки на употребление словоформ, нарушающие связь слов в предложении, длительные паузы с поиском нужного слова, нарушение порядка слов, наблюдается сочетание выраженных в разной степени трудностей смыслового и синтаксического характера.
У детей с недоразвитием речи
наблюдается значительное отставание в формировании навыков
описательно-повествовательной речи. Рассказ-описание мало доступен для таких
детей, они обычно ограничиваются перечислением отдельных предметов и их частей.
При пересказе дети ошибаются в
передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья,
«теряют» действующих лиц. Затруднения у детей чаще всего возникают в начале
пересказа, при воспроизведении последовательности проявления новых персонажей
сказки и особенно ритмизированного повтора, представляющего собой
предложно-падежную конструкцию. При пересказе у детей наблюдаются нарушения
связности изложения (неоднократные повторы фраз или их частей, искажения
смысловой и синтаксической связи между предложениями, пропуски глаголов,
усечение составных сказуемых).
При составлении рассказа по серии
сюжетных картинок у детей возникают затруднения при переходе от одной картинки
к другой (перерыв в повествовании, затруднения в самостоятельном продолжении
рассказа). У детей в рассказах отмечаются пропуски моментов действия,
представленных на картинках или вытекающих из изображенной ситуации, сужение
поля восприятия картинок. Часто нарушается смысловое соответствие рассказа
изображенному сюжету. У многих детей рассказы сводятся к простому называнию
действий персонажей, также возникают трудности в полной и точной передаче
наглядного сюжета, отсутствует смысловое обобщение сюжетной ситуации.
При составлении рассказов на близкую
детям тему, фразовые ответы отсутствуют в одном или нескольких фрагментах и
заменяются простым перечислением предметов и действий. При составлении
рассказов дети используют преимущественно короткие фразы в 2-4 слова.
Существенные трудности при построении высказывания отмечаются прежде всего на
уровне планирования его содержания. Это проявляется при выборе темы
фразы-высказывания, установлении последовательности информативных звеньев в
структуре высказывания, их взаимосвязи. При попытке дать развернутое сообщение
наблюдаются пропуски важных смысловых звеньев, что делает его малопонятным.
Недостатки в построении высказываний
связаны с лексическими затруднениями, что определяется бедностью словарного
запаса, несформированностью лексических дифференцировок и другими особенностями. У многих детей
построение высказываний затрудняется в связи с грамматико-синтаксическими
нарушениями, особенно при передаче пространственных, атрибутивных и других
межпредметных отношений.
Дети с речевым недоразвитием в основном
не владеют навыками самостоятельного составления рассказа; для их высказываний
характерны крайняя бедность используемых языковых средств, наличие грубых
аграмматизмов, нарушающих связанность повествования. Основная трудность
проявляется в реализации замысла в форме связного последовательного
повествования. В рассказах многих детей с речевым недоразвитием отмечаются
смысловые пропуски – пропуск необходимого сюжетного момента, незавершенность
действия; обнаруживаются смысловые ошибки.
Таким образом, у детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи (третьего уровня) отмечается значительное
отставание в формировании навыков связной монологической речи по с равнению с
нормально развивающимися детьми. Это указывает на необходимость
целенаправленной коррекционной работы по развитию данного вида речевой
деятельности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий