изображение

суббота, 16 февраля 2013 г.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УСТНОЙ МОНОЛОШГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.



 Составил учитель-логопед, Ю. И. Лыжина
Специальными исследованиями установлено, что старшие дошкольники с общим недоразвитием речи, имеющие третий уровень речевого недоразвития, значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной монологической речи. У детей с общим недоразвитием речи отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для высказываний детей характерны:
нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи. Прежде всего, дети с речевым недоразвитием испытывают трудности в самостоятельном составлении высказываний на уровне простой, законченной фразы; у таких детей отмечаются ошибки на употребление словоформ, нарушающие связь слов в предложении, длительные паузы с поиском нужного слова, нарушение порядка слов, наблюдается сочетание выраженных в разной степени трудностей смыслового и синтаксического характера.
У детей с недоразвитием речи наблюдается значительное отставание в формировании навыков описательно-повествовательной речи. Рассказ-описание мало доступен для таких детей, они обычно ограничиваются перечислением отдельных предметов и их частей.
При пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц. Затруднения у детей чаще всего возникают в начале пересказа, при воспроизведении последовательности проявления новых персонажей сказки и особенно ритмизированного повтора, представляющего собой предложно-падежную конструкцию. При пересказе у детей наблюдаются нарушения связности изложения (неоднократные повторы фраз или их частей, искажения смысловой и синтаксической связи между предложениями, пропуски глаголов, усечение составных сказуемых).
При составлении рассказа по серии сюжетных картинок у детей возникают затруднения при переходе от одной картинки к другой (перерыв в повествовании, затруднения в самостоятельном продолжении рассказа). У детей в рассказах отмечаются пропуски моментов действия, представленных на картинках или вытекающих из изображенной ситуации, сужение поля восприятия картинок. Часто нарушается смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету. У многих детей рассказы сводятся к простому называнию действий персонажей, также возникают трудности в полной и точной передаче наглядного сюжета, отсутствует смысловое обобщение сюжетной ситуации.
При составлении рассказов на близкую детям тему, фразовые ответы отсутствуют в одном или нескольких фрагментах и заменяются простым перечислением предметов и действий. При составлении рассказов дети используют преимущественно короткие фразы в 2-4 слова. Существенные трудности при построении высказывания отмечаются прежде всего на уровне планирования его содержания. Это проявляется при выборе темы фразы-высказывания, установлении последовательности информативных звеньев в структуре высказывания, их взаимосвязи. При попытке дать развернутое сообщение наблюдаются пропуски важных смысловых звеньев, что делает его малопонятным.
Недостатки в построении высказываний связаны с лексическими затруднениями, что определяется бедностью словарного запаса, несформированностью лексических дифференцировок  и другими особенностями. У многих детей построение высказываний затрудняется в связи с грамматико-синтаксическими нарушениями, особенно при передаче пространственных, атрибутивных и других межпредметных отношений.
Дети с речевым недоразвитием в основном не владеют навыками самостоятельного составления рассказа; для их высказываний характерны крайняя бедность используемых языковых средств, наличие грубых аграмматизмов, нарушающих связанность повествования. Основная трудность проявляется в реализации замысла в форме связного последовательного повествования. В рассказах многих детей с речевым недоразвитием отмечаются смысловые пропуски – пропуск необходимого сюжетного момента, незавершенность действия; обнаруживаются смысловые ошибки.
Таким образом, у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (третьего уровня) отмечается значительное отставание в формировании навыков связной монологической речи по с равнению с нормально развивающимися детьми. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию данного вида речевой деятельности.



Комментариев нет:

Отправить комментарий