Консультация для родителей.
Начинать формирование связного
высказывания у дошкольников с общим
недоразвитием речи необходимо с активации содержательной и языковой сторон
речевого высказывания. Для достижения этой цели можно использовать различные
игры и задания.
1.Игры на установление правильного расположения картинок
серии, объединенных единой темой, с последующим составлением рассказа или его фрагмента.
В этих играх требуется:
- отобрать из ряда предложенных сюжетных картинок те, которые
иллюстрируют прочитанные логопедом рассказ: расположить их в последовательности
протекания событий;
- восстановить заданный порядок картин-событий по ранее
прочитанному рассказу, т.е. по памяти;
- найти место «пропавшей» картинке в ряду других: вариантом
этого приема является метод речевого восстановления недостающего звена в ряду
других;
- найти «ошибку» логопеда и восстановить деформированный порядок в серии картинок; этот вид работы
развивает соревновательные мотивы: кто быстрее обнаружит неправильность в
системе расположения наглядного материала;
- расположить картинки серии соответственно опорным словам
или словосочетаниям, предложенным учителем-логопедом. Опорными словами могут
служить как наименования предметов, так и наименование действий;
- найти «лишнюю» картинку среди заданных, расположить
картинки в соответствии с логикой событий;
- самостоятельно расположить картинки в последовательности
рассказа, составить по ним забавный (смешной), грустный (печальный) рассказ;
- найти «ошибку» в чтении текста через восстановление порядка
протекания событий на основе правильного расположения картинок и т.д.
2. Игры эвристического характера, направленные на нахождение недостающего
элемента ситуации среди предложенных (фоновых) картинок:
- найти «пропавшую» картинку среди фоновых, определить её
место в ряду заданных;
- выстроить в правильной последовательности события по одной
заданной картинке; отобрать из нескольких наборов картинок (сюжетных серий)
элементы, адекватные заданному;
- «распутать» две сюжетные канвы, состоящие из двух наборов
картинок (вначале предлагаются эпизоды диаметрально противоположные: «делают
снежную горку» - «ловят рыбу»; затем эпизоды близких ситуаций: «ловят рыбу» -
«случай на реке»);
- подобрать к сюжетной картинке отдельные предметные
изображения (субъекты и объекты ситуации);
- подобрать к каждой картинке предметные изображения и
расположить их в последовательности изложения (рассказывания).
3. Игры на «воображение», связанные с придумыванием
небольшого сюжета
и последующим его
оречевлением вначале с опорой на наглядный материала а затем самостоятельно.
4. Игры в «семантические абсурды», когда детям предлагают
найти несоответствие между текстом и иллюстрацией к нему; найти в тексте слова,
фразы, части, не подходящие по смыслу, и заменить их адекватными. Эти игры
подготавливаю детей к развитию поисковой деятельности, направляя их внимание на
выбор языковых средств, адекватных как смысловым, так и синтаксическим
отношениям сообщения.
5. Ассоциативные игры, цель которых – актуализация процесса
отбора слов из долговременной памяти и систематизация имеющего у ребенка
словаря. Система подобных упражнений носит подготовительный характер (к
пересказу своими словами) и может проводиться как на изолированных словах, так
и словах, взятых из текста. Проведение этой игры связано с разнообразными
заданиями на нахождение:
- любого слова к заданному
(тренировка быстроты реакции);
- слова (слов), близко по смыслу к
заданному;
- слова (слов), противоположного по
значению;
- ряда слов к заданному;
- слов, объединенных тематическим
признаком (все слова «про лес», «улицу», «идем в поход», «кто что потерял»);
- слов, относящихся к одной
лексико-грамматической группе (слова-предметы, слова-действия, слова-качества);
- слова по ряду заданных («кому нужны
для работы кисти, краски, ведро, лестница; пила, топор, гвозди, молоток,
рубанок?»);
- слов для адекватного завершения
смысла высказывания «Витя закинул удочку и вытащил» (окуня, червяка, консервную
банку);
- слова, не подходящего по значению к
данным (вернулся-отвернулся-возвратился);
- слов с нарастанием или убыванием
значения (усмехнулся – засмеялся – захохотал).
Проведение словесных игр имеет особое значение ввиду их
направленности на формирование семантических полей значений.
6. Чтение как
специальный прием, создающий базу для развития интереса к различным
типам связного сообщения: сказкам, рассказу, стиху. Этому способствует чтение с
различными установками, нацеливающими на придумывание начала, конца, середины к
прочитанному тексту.
Комментариев нет:
Отправить комментарий