изображение

воскресенье, 17 февраля 2013 г.

РАЗВИТИЕ НАВЫКА СВЯЗНОГО ГОВОРЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ.



Консультация для родителей.

 Составил учитель-логопед, Ю. И. Лыжина
Начинать формирование связного высказывания у дошкольников с  общим недоразвитием речи необходимо с активации содержательной и языковой сторон речевого высказывания. Для достижения этой цели можно использовать различные игры и задания.
1.Игры на установление правильного расположения картинок серии, объединенных единой темой, с последующим составлением рассказа или его фрагмента. В этих играх требуется:
- отобрать из ряда предложенных сюжетных картинок те, которые иллюстрируют прочитанные логопедом рассказ: расположить их в последовательности протекания событий;
- восстановить заданный порядок картин-событий по ранее прочитанному рассказу, т.е. по памяти;
- найти место «пропавшей» картинке в ряду других: вариантом этого приема является метод речевого восстановления недостающего звена в ряду других;
- найти «ошибку» логопеда и восстановить деформированный  порядок в серии картинок; этот вид работы развивает соревновательные мотивы: кто быстрее обнаружит неправильность в системе расположения наглядного материала;
- расположить картинки серии соответственно опорным словам или словосочетаниям, предложенным учителем-логопедом. Опорными словами могут служить как наименования предметов, так и наименование действий;
- найти «лишнюю» картинку среди заданных, расположить картинки в соответствии с логикой событий;
- самостоятельно расположить картинки в последовательности рассказа, составить по ним забавный (смешной), грустный (печальный) рассказ;
- найти «ошибку» в чтении текста через восстановление порядка протекания событий на основе правильного расположения картинок и т.д.

2. Игры эвристического характера, направленные на нахождение недостающего элемента ситуации среди предложенных (фоновых)  картинок:
- найти «пропавшую» картинку среди фоновых, определить её место в ряду заданных;
- выстроить в правильной последовательности события по одной заданной картинке; отобрать из нескольких наборов картинок (сюжетных серий) элементы, адекватные заданному;
- «распутать» две сюжетные канвы, состоящие из двух наборов картинок (вначале предлагаются эпизоды диаметрально противоположные: «делают снежную горку» - «ловят рыбу»; затем эпизоды близких ситуаций: «ловят рыбу» - «случай на  реке»);
- подобрать к сюжетной картинке отдельные предметные изображения (субъекты и объекты ситуации);
- подобрать к каждой картинке предметные изображения и расположить их в последовательности изложения (рассказывания).
3. Игры на «воображение», связанные с придумыванием небольшого сюжета
 и последующим его оречевлением вначале с опорой на наглядный материала а затем самостоятельно.
4. Игры в «семантические абсурды», когда детям предлагают найти несоответствие между текстом и иллюстрацией к нему; найти в тексте слова, фразы, части, не подходящие по смыслу, и заменить их адекватными. Эти игры подготавливаю детей к развитию поисковой деятельности, направляя их внимание на выбор языковых средств, адекватных как смысловым, так и синтаксическим отношениям сообщения.
5. Ассоциативные игры, цель которых – актуализация процесса отбора слов из долговременной памяти и систематизация имеющего у ребенка словаря. Система подобных упражнений носит подготовительный характер (к пересказу своими словами) и может проводиться как на изолированных словах, так и словах, взятых из текста. Проведение этой игры связано с разнообразными заданиями на нахождение:
- любого слова к заданному (тренировка быстроты реакции);
- слова (слов), близко по смыслу к заданному;
- слова (слов), противоположного по значению;
- ряда слов к заданному;
- слов, объединенных тематическим признаком (все слова «про лес», «улицу», «идем в поход», «кто что потерял»);
- слов, относящихся к одной лексико-грамматической группе (слова-предметы, слова-действия, слова-качества);
- слова по ряду заданных («кому нужны для работы кисти, краски, ведро, лестница; пила, топор, гвозди, молоток, рубанок?»);
- слов для адекватного завершения смысла высказывания «Витя закинул удочку и вытащил» (окуня, червяка, консервную банку);
- слова, не подходящего по значению к данным (вернулся-отвернулся-возвратился);
- слов с нарастанием или убыванием значения (усмехнулся – засмеялся – захохотал).
Проведение словесных игр имеет особое значение ввиду их направленности на формирование семантических полей значений.
6. Чтение как  специальный прием, создающий базу для развития интереса к различным типам связного сообщения: сказкам, рассказу, стиху. Этому способствует чтение с различными установками, нацеливающими на придумывание начала, конца, середины к прочитанному тексту.


Комментариев нет:

Отправить комментарий