изображение

среда, 13 ноября 2013 г.

Компьютер и дошкольник

    Формирование здоровьесберегающей компетентности у старших дошкольников при взаимодействии с компьютером

   Одним из важнейших аспектов современности является глобальная компьютеризация всех сфер жизни. Наших детей она тоже не обходит стороной. Как правильно познакомить малыша - дошкольника с компьютером, чтобы это было и с пользой, и без вреда здоровью?
    Во многих современных квартирах компьютер уже давно относится к устройствам первой необходимости наряду со стиральной машинкой, холодильником и телевизором. Как же в подобной ситуации можно оградить своё подрастающее чадо от этого вредного, с точки зрения многих медиков, устройства? А так ли это необходимо? Возможно, компромисс всё же можно найти? В каком возрасте и как стоит знакомить малыша с компьютером?
    Конечно, учиться можно и по книжкам, и по настенным таблицам, и по магнитным буквам и цифрам, но возможности компьютера всё же намного шире. Компьютерное обучение и его пользу можно рассмотреть более детально. Во-первых, дошкольник лучше запоминает информацию в виде образов: увидев яркую картинку, он отложит её в «закрома» своей памяти. Таким образом, тренируется ещё и воображение. Во-вторых, если малыш пытается внести какие-то изменения в увиденное изображение, он учится предвидеть результат, а также тренирует свой художественный вкус. В-третьих, даже обычное нажатие на кнопку мыши способствует развитию мелкой моторики ребёнка.
    Как видите, не таким уж бесполезным может быть компьютер для дошколёнка. А если вы ещё и приобретёте специальные развивающие игры, а не только научите малыша «гонять»  на машинках, то польза будет двойной. Многие развивающие компьютерные игры составляются таким образом, чтобы ребёнок мог нарисовать в своём воображении не только единичный образ, но и множество похожих образов. Таким образом, у малыша развивается мышление – он учится обобщать и классифицировать предметы. Не может не радовать родителей и тот факт, что после занятий за компьютером не остаются горы карточек, разбросанных по квартире.
В каком возрасте и чем может заниматься малыш за компьютером
Для пятилеток и старше существует множество мультяшных игр в стиле: «Занимательная география», «Занимательная астрономия» и другие виртуальные уроки.
Факторы риска при работе ребенка за компьютером

1.  Не экономьте на мониторе. Он должен отвечать международным стандартам безопасности: быть со специальной защитной рамкой и, по возможности, жидкокристаллическим.
2. Следите за расстоянием глаз до экрана монитора. Так, при просмотре мультфильмов расстояние должно составлять не менее 2 метров, а во время игры – 40см.
3. Ребёнок должен сидеть за компьютером на специальном стульчике. С его помощью вы сможете регулировать осанку малыша: спина ровная, а предплечья располагаются вдоль позвоночника.
4. Освещение должно быть хорошим, а на мониторе недопустимы блики. Работать в полумраке или темноте, мотивируя это светом с монитора, недопустимо. А взгляд ребёнка должен быть направлен сверху вниз, а не наоборот.
5. После игры делайте с ребёнком гимнастику для глаз. Нужно поднять глаза вверх и следить, не поворачивая головы, за воображаемым мотыльком, летящим из одного угла в другой.
6. Часто проветривайте помещение, в котором находится компьютер, и делайте там влажную уборку.  Летающие наэлектризованные частички пыли могут вызывать сухость слизистых оболочек носа и глаз.
7. Контролируйте время, проводимое ребёнком у монитора. Вы можете договориться с малышом, что он также работает за компьютером, как и папа, но маленьким долго «работать» нельзя. Условьтесь о разрешённом объёме игр – один уровень игры. Кроме того, следует обсудить беспрекословное выполнение правил и «штрафы» за их нарушение..
Нагрузка на зрение.
Это первый и самый главный фактор. Именно из-за нее через непродолжительное время у ребенка возникают головная боль и головокружение.
При грамотной постановке дела нагрузка на зрение от компьютера может быть значительно снижена.
 1. Ребёнок младшего школьного возраста может проводить за компьютером не более 10-20 минут, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз. Очень полезным будет научить ребёнка специальной гимнастике для глаз.
 2. Если у малыша проблемы со зрением, то садиться за монитор ему можно только в очках.
 3. Ни в коем случае не разрешайте ребёнку работать за компьютером в темноте.
4. Расположите дисплей так, чтобы свет из окна не падал на экран и не светил в глаза. Проследите, чтобы расстояние от детских глаз до экрана составляло 50-70 см.
Стеснённая поза.
Вторым по вредности фактором, влияющим на здоровье, является стесненная поза. Сидя за компьютером, ребенок должен смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на клавиатуре или органах управления. Из-за стесненной позы возникает следующие нарушения.
 1. Заболевания суставов кистей рук. Многие держат на столе резиновую эластичную игрушку или кольцо-экспандер и с его помощью время от времени разминают кисти рук.
 2. Затрудненное дыхание. Это самый коварный из всех врагов. Вынесенные вперед локти не дают свободно двигаться грудной клетке, и это приводит к астме, развитию приступов кашля и иным явлениям.
 3. Остеохондроз. При длительном сидении с опущенными плечами возникает стойкое изменение костно-мышечной системы, а иногда искривление позвоночника
Проследите, чтобы кисти рук малыша находились на уровне локтей, а запястья – на опорной планке. Также необходимо сохранять прямой угол (90 градусов) в области суставов. И, конечно, как можно больше разнообразьте досуг ребёнка: между компьютерными играми ребёнок должен играть в подвижные игры, гулять, заниматься спортом. Не разрешайте малышу перекусывать за компьютером: эта вредная во всех смыслах привычка может остаться на всю жизнь.
Психическая нагрузка.
Третий по важности фактор – нагрузка на детскую психику. И всё же психическую нагрузку можно уменьшить. Во-первых, в работе следует делать перерывы, во-вторых, необходимо следить за содержательной стороной игр. Легче всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторского текста.
Излучение.
Изначально все родители боятся радиации от компьютерного монитора. У современных мониторов предусмотрены все меры безопасности: в частности, собственно то, что называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны), монитор вообще не производит. Также ничего не излучает системный блок. На электроннолучевой трубке кинескопа имеется потенциал в 100 раз выше напряжения в сети. Сам по себе потенциал не опасен, но он создаётся между экраном дисплея и лицом сидящего перед ним, и разгоняет осевшие на экран пылинки до огромных скоростей. И эти пылинки летят, естественно, во все стороны и оседают на компьютерный стол и лицо ребёнка. Следовательно, необходимо постоянно снижать количество пыли в помещении посредством влажной уборки. А ребёнка, вставшего из-за компьютерного стола, следует умыть прохладной водой.
Не опасайтесь отрицательного влияния компьютера на ребёнка. При разумном подходе никакого вреда компьютер не принесёт, а вот польза будет прямо-таки неоценимой. Имея собственный компьютер, ребёнок потихоньку научится что-то переустанавливать, понимать, что происходит с техникой, сможет завести свои творческие проекты. Такие умения очень пригодятся ему в будущем, а может, станут профессией. Так что, не надо бояться ставить компьютер в детской. Технический прогресс остановить невозможно, а с самыми последними его достижениями дети встречаются первыми. И чтобы умная машина была другом, а не врагом нашим детям, нам, взрослым, тоже необходимо повышать свой уровень знаний. Хотя бы для того, чтобы мы могли понимать то, чем увлечены наши дети, разделять с ними их успехи, да и просто больше общаться со своими детьми.

Комментариев нет:

Отправить комментарий