Формирование здоровьесберегающей компетентности у старших дошкольников при взаимодействии с компьютером
Одним из важнейших аспектов современности
является глобальная компьютеризация всех сфер жизни. Наших детей она тоже не
обходит стороной. Как правильно познакомить малыша - дошкольника с компьютером,
чтобы это было и с пользой, и без вреда здоровью?
Во многих современных квартирах компьютер
уже давно относится к устройствам первой необходимости наряду со стиральной
машинкой, холодильником и телевизором. Как же в подобной ситуации можно
оградить своё подрастающее чадо от этого вредного, с точки зрения многих
медиков, устройства? А так ли это необходимо? Возможно, компромисс всё же можно
найти? В каком возрасте и как стоит знакомить малыша с компьютером?
Конечно, учиться можно и по книжкам, и по
настенным таблицам, и по магнитным буквам и цифрам, но возможности компьютера
всё же намного шире. Компьютерное обучение и его пользу можно рассмотреть более
детально. Во-первых, дошкольник лучше запоминает информацию в виде образов:
увидев яркую картинку, он отложит её в «закрома» своей памяти. Таким образом,
тренируется ещё и воображение. Во-вторых, если малыш пытается внести какие-то
изменения в увиденное изображение, он учится предвидеть результат, а также
тренирует свой художественный вкус. В-третьих, даже обычное нажатие на кнопку
мыши способствует развитию мелкой моторики ребёнка.
Как видите, не таким уж бесполезным может
быть компьютер для дошколёнка. А если вы ещё и приобретёте специальные
развивающие игры, а не только научите малыша «гонять» на машинках, то польза будет двойной. Многие
развивающие компьютерные игры составляются таким образом, чтобы ребёнок мог
нарисовать в своём воображении не только единичный образ, но и множество
похожих образов. Таким образом, у малыша развивается мышление – он учится
обобщать и классифицировать предметы. Не может не радовать родителей и тот
факт, что после занятий за компьютером не остаются горы карточек, разбросанных
по квартире.
В
каком возрасте и чем может заниматься малыш за компьютером
Для
пятилеток и старше существует множество мультяшных игр в стиле: «Занимательная
география», «Занимательная астрономия» и другие виртуальные уроки.
1. Не экономьте на мониторе. Он должен отвечать
международным стандартам безопасности: быть со специальной защитной рамкой и,
по возможности, жидкокристаллическим.
2.
Следите за расстоянием глаз до экрана монитора. Так, при просмотре мультфильмов
расстояние должно составлять не менее 2 метров, а во время игры – 40см.
3.
Ребёнок должен сидеть за компьютером на специальном стульчике. С его помощью вы
сможете регулировать осанку малыша: спина ровная, а предплечья располагаются
вдоль позвоночника.
4.
Освещение должно быть хорошим, а на мониторе недопустимы блики. Работать в
полумраке или темноте, мотивируя это светом с монитора, недопустимо. А взгляд
ребёнка должен быть направлен сверху вниз, а не наоборот.
5.
После игры делайте с ребёнком гимнастику для глаз. Нужно поднять глаза вверх и
следить, не поворачивая головы, за воображаемым мотыльком, летящим из одного
угла в другой.
6.
Часто проветривайте помещение, в котором находится компьютер, и делайте там
влажную уборку. Летающие
наэлектризованные частички пыли могут вызывать сухость слизистых оболочек носа
и глаз.
7.
Контролируйте время, проводимое ребёнком у монитора. Вы можете договориться с
малышом, что он также работает за компьютером, как и папа, но маленьким долго
«работать» нельзя. Условьтесь о разрешённом объёме игр – один уровень игры.
Кроме того, следует обсудить беспрекословное выполнение правил и «штрафы» за их
нарушение..
Нагрузка
на зрение.
Это
первый и самый главный фактор. Именно из-за нее через непродолжительное время у
ребенка возникают головная боль и головокружение.
При
грамотной постановке дела нагрузка на зрение от компьютера может быть
значительно снижена.
1. Ребёнок младшего школьного возраста может
проводить за компьютером не более 10-20 минут, после чего необходимо сделать
перерыв и небольшую гимнастику для глаз. Очень полезным будет научить ребёнка
специальной гимнастике для глаз.
2. Если у малыша проблемы со зрением, то
садиться за монитор ему можно только в очках.
3. Ни в коем случае не разрешайте ребёнку
работать за компьютером в темноте.
4.
Расположите дисплей так, чтобы свет из окна не падал на экран и не светил в
глаза. Проследите, чтобы расстояние от детских глаз до экрана составляло 50-70
см.
Стеснённая
поза.
Вторым
по вредности фактором, влияющим на здоровье, является стесненная поза. Сидя за
компьютером, ребенок должен смотреть с определенного расстояния на экран и
одновременно держать руки на клавиатуре или органах управления. Из-за
стесненной позы возникает следующие нарушения.
1. Заболевания суставов кистей рук. Многие
держат на столе резиновую эластичную игрушку или кольцо-экспандер и с его
помощью время от времени разминают кисти рук.
2. Затрудненное дыхание. Это самый коварный из
всех врагов. Вынесенные вперед локти не дают свободно двигаться грудной клетке,
и это приводит к астме, развитию приступов кашля и иным явлениям.
3. Остеохондроз. При длительном сидении с
опущенными плечами возникает стойкое изменение костно-мышечной системы, а
иногда искривление позвоночника
Проследите,
чтобы кисти рук малыша находились на уровне локтей, а запястья – на опорной
планке. Также необходимо сохранять прямой угол (90 градусов) в области
суставов. И, конечно, как можно больше разнообразьте досуг ребёнка: между
компьютерными играми ребёнок должен играть в подвижные игры, гулять, заниматься
спортом. Не разрешайте малышу перекусывать за компьютером: эта вредная во всех
смыслах привычка может остаться на всю жизнь.
Психическая
нагрузка.
Третий
по важности фактор – нагрузка на детскую психику. И всё же психическую нагрузку
можно уменьшить. Во-первых, в работе следует делать перерывы, во-вторых,
необходимо следить за содержательной стороной игр. Легче всего для детского восприятия
статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Достаточно
безопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторского
текста.
Излучение.
Изначально
все родители боятся радиации от компьютерного монитора. У современных мониторов
предусмотрены все меры безопасности: в частности, собственно то, что называется
радиацией (гамма-лучи и нейтроны), монитор вообще не производит. Также ничего
не излучает системный блок. На электроннолучевой трубке кинескопа имеется
потенциал в 100 раз выше напряжения в сети. Сам по себе потенциал не опасен, но
он создаётся между экраном дисплея и лицом сидящего перед ним, и разгоняет
осевшие на экран пылинки до огромных скоростей. И эти пылинки летят,
естественно, во все стороны и оседают на компьютерный стол и лицо ребёнка.
Следовательно, необходимо постоянно снижать количество пыли в помещении
посредством влажной уборки. А ребёнка, вставшего из-за компьютерного стола,
следует умыть прохладной водой.
Не
опасайтесь отрицательного влияния компьютера на ребёнка. При разумном подходе
никакого вреда компьютер не принесёт, а вот польза будет прямо-таки неоценимой.
Имея собственный компьютер, ребёнок потихоньку научится что-то
переустанавливать, понимать, что происходит с техникой, сможет завести свои
творческие проекты. Такие умения очень пригодятся ему в будущем, а может,
станут профессией. Так что, не надо бояться ставить компьютер в детской.
Технический прогресс остановить невозможно, а с самыми последними его
достижениями дети встречаются первыми. И чтобы умная машина была другом, а не
врагом нашим детям, нам, взрослым, тоже необходимо повышать свой уровень
знаний. Хотя бы для того, чтобы мы могли понимать то, чем увлечены наши дети,
разделять с ними их успехи, да и просто больше общаться со своими детьми.
Комментариев нет:
Отправить комментарий